Секрет удачного снимка кроется, в первую очередь, в правильно подобранной композиции. Поэтому, овладев нехитрым навыками компоновки кадра любой, даже полностью обделенный талантом, сможет значительно улучшить качество своих снимков, сделать их более интересными и живыми. Вот некоторые приемы:
1.Съемка через решетку
Основной постулат построения фотографической композиции – «Правило третей». Суть его в том, что кадр делится двумя вертикальными и горизонтальными линиями на три равные части. Получившаяся в результате решетка и есть тот инструмент, который позволяет правильно скомпоновать кадр. В местах пресечения линий образуется четыре точки, называемые зрительными центрами, где и следует располагать элементы экспозиции. Наиболее сбалансированную композиции дает размещение главных объектов в правой части кадра. Объясняется это тем, что обычно мы смотрим на изображение слева направо. Поэтому и размещать главный объект рекомендуется там, куда взгляд человека падает в последнюю очередь. Однако функции решетки гораздо шире, нежели помощь в выборе места в кадре для главной детали композиции. В частности, она помогает разместить линию горизонта.
2.Передний план и насыщенность композиции
Помимо линий и зрительных центров для создания хорошей композиции можно использовать передний план. Его насыщенность регулируется при помощи объектива и точки съемки. Естественно, первое применимо лишь к зеркальным камерам.
Например, стандартный 28-миллиметровый широкоугольный объектив, по мнению многих профессионалов, идеально подчеркивает передний план, не делая остальные детали изображения мелкими. При этом чем более низкую точку съемки занимает фотограф, тем сильнее будет доминировать передний план. А им могут быть дороги, реки, заборы, тропы и другие объекты. Главное, чтобы они создавали четкие линии, которые будут вести взгляд по изображению.
3.Меньше воздуха
Возможно, освоив все вышеописанные приемы, вы все равно останетесь неудовлетворенны результатом. Одной из причин этого могут быть кадры, в которых слишком много пустого места. Пустота, впрочем как и перенасыщение, является одной из наиболее часто встречающихся ошибок фотолюбителей. Поэтому перед тем, как сделать снимок, убедитесь, что ваша композиция сбалансирована.
В частности, не стесняйтесь экспериментировать с зумом. Попробуйте отойти от практики широкоугольных общих видов. Порой банальное приближение, даже без смены точки съемки, дает потрясающий эффект. Как следствие, на лицах заметны ярко выраженные эмоции, мелкие детали прорисовываются гораздо лучше, а такая вещь, как лишний «воздух», просто исчезает.
4. Движение – залог успеха
Еще одна типичная ошибка – десятки совершено одинаковых снимков. Нет, возможно они и различаются, например выражением лица запечатленного на них человека, но в следствии одного и того же ракурса это незаметно. Запомните, фотографии, даже одного и того же объекта, будут более интересными и совершенно разными, если их делать с разных точек. Кроме того, что с камерой в руках нужно постоянно двигаться, ее можно поднимать над головой, или опускать к самому полу, делая таким образом очень необычные и запоминающиеся фото. Например, при съемке пейзажа попробуйте лечь на землю и посмотреть на него снизу вверх.
5. Естественная рамка
Еще один классический прием, заставляющий человека сконцентрировать внимание на главной детали композиции, – заключение снимка в рамку. Но подразумевается здесь не та рамка, которую мы покупаем в магазине для того, чтобы повесить в ней свои шедевры на стену, а естественная рамка, ограничивающая кадр. В этом качестве могут выступать деревья, проломы, арки, окна, дверные проемы и прочие вещи, расположенные на переднем плане, внутри которых находится главный объект съемки. Но надо помнить, что в результате особенностей замера экспозиции рамка, как правило, выглядит гораздо темнее объекта.
Не забывайте о мелочах! Порой такая вещь, как фонарный столб на заднем плане, портит весь кадр из-за того, что он в буквальном смысле торчит из головы модели. Конечно, цифровое фото позволяет исправить все подобные «косяки» в редакторе, но дабы избежать лишней работы лучше их исключить заранее.
Наверное все знают изречение: «Правила созданы для того, чтобы их нарушать». Оно в полной мере относится и к фотографии. Поэтому не бойтесь делать снимок, нарушающий несколько, а то все фотографические каноны. Экспериментируйте, пробуйте новые приемы и, главное, больше снимайте. В результате вы точно научитесь правильно компоновать кадр. А следовать ли общепринятым правилам, либо использовать свои ноу-хау - это уже решите сами.